Самарская компания УРАРТУ разработала уникальный авиадвигатель
Самарское ООО УРАРТУ ведет разработку уникального двухтактного двигателя аксиального типа мощностью 100 л.с. для малой авиации. Пробный пуск двигателя, которым планируется оснащать в первую очередь беспилотные летательные аппараты и легкомоторные самолеты, был проведен в октябре, пишет Волга Ньюс.
«Работы над силовой установкой начались еще в 2010 году по инициативе Самарского государственного аэрокосмического университета, — рассказывает директор и владелец УРАРТУ Маркар Гаспаров. — Нам было понятно, что в России большая проблема с двигателями для малых летательных аппаратов. Главная «фишка» таких двигателей — совершенно иные массогабаритные характеристики по сравнению с, например, автомобильными. В авиации соотношение мощности и массы является определяющим».
Проект начался в рамках «дочки» СГАУ ООО Актуальные решения, выигравшей грант по программе Старт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Однако по результатам первого года разработок стало очевидно, что предлагаемые технические решения сложны в реализации и не обеспечивают требуемых характеристик для авиационной отрасли. Для поиска новых технических решений была привлечена команда УРАРТУ.
ООО УРАРТУ создано в 2006 году. Специализируется на проектировании, модернизации и поставках автоматизированных измерительных систем и испытательного оборудования. Входит в альянс партнеров американской компании National Instruments. В УРАРТУ решили остановиться на компоновочной аксиальной схеме, предложенной Игорем Ниппардом, трудившимся тогда на ОАО Кузнецов. Кроме того компания стала инвестором проекта. На данное решение повлияла и прошедшая в 2011 г. встреча с представителями компания Ё-Авто, которая конструировала Ё-мобиль. Между компаниями было заключено соглашение о неразглашении и планировалось вернуться к переговорам после испытаний двигателя по схеме Ниппарда. Однако в 2014 г. проект Ё-мобиля был свернут. Также проект вызвал интерес у директора Инновационно-инвестиционного фонда Самарской области Александра Осипова и получил финансовую поддержку.
По словам Гаспарова, в России аналогов двигателя УРАРТУ не существует, а выпускаемые агрегаты со стандартной схемой компоновки весят на 30% больше. Сейчас существует договоренность об установке двигателя на беспилотники компании Актуальные решения, которая при участии АНО Кластерный инжиниринговый центр Самарской области и частного инвестора планирует создать в регионе серийное производство БПЛА. «Сейчас у нас есть понимание по поставщикам двигателей для беспилотников и пока это иностранные производители, — комментирует руководитель КИЦ Сергей Корнилов. Но наша задача — импортозамещение. Есть договоренность по двигателю с УРАРТУ, компания должна провести адаптацию агрегата под БПЛА».
Также предполагается, что двигатель будет устанавливаться на моторные лодки, глиссеры, аэросани, генераторные установки и будет актуальным в мобильных робототехнических комплексах. «Данные сегменты являются более емкими, чем авиация, и процессы сертификации здесь менее затратны», — отмечает Гаспаров. Он также говорит, что есть реальная заинтересованность в агрегате ряда предприятий и ведомств. Остается довести продукт до серийного производства, и здесь возникают основные сложности. «Первый запуск прошел успешно. Следующий этап — полноценные испытания. Сейчас мы определяемся с площадкой, на которой их проведем. Есть ряд организационных и финансовых вопросов, на решение которых может уйти около полугода. Для УРАРТУ это проект на перспективу и сейчас компания зарабатывает на других продуктах. Поэтому придется ненадолго его заморозить», — делится проблемами директор компании.
По его словам, после завершения испытаний производство двигателя может быть запущено в Самаре при поддержке АНО КИЦ СО. Однако ясности с производственной площадкой, в которую потребуется инвестировать десятки миллионов, пока нет. Как нет и понимания по источнику инвестиций. Сергей Корнилов сообщил, что КИЦ сейчас определяется с финансами. Выходом из создавшейся ситуации может стать продажа патента с определенными ограничениями и последующая доводка двигателя за счет вырученных средств, рассуждает Гаспаров. «КИЦ устраивал встречи с европейскими и южноафриканскими компаниями. Компания из ЮАР проявила заинтересованность в нашей схеме. Сейчас мы готовим предложение. Если оно будет принято, то мы можем продать патент в ЮАР с определенными ограничениями на производство. По нашим оценкам сумма такой сделки может составить около $1 млн. За счет этих средств мы можем запустить собственное производство», — рассказывает предприниматель.
Аксиальная схема со встречным движением поршней и с новым механизмом преобразования позволяет: сократить массу и габариты на 30…40%, удвоить цилиндровую мощность без увеличения скорости поршня, снизить вибрации, т. к. поршни в цилиндре совершают противоположное движение, вращающиеся массы уравновешиваются противовесами, снизить механические потери, т. к. штоки-шатуны отклоняются от оси цилиндра на угол менее 1°, т. е. отсутствует боковая составляющая на поршень от газовых сил (потери в Ц.П.Г. составляют 40…50% от общих механических потерь), снизить тепловые потери ввиду отсутствия блока головок, организовать изохорный подвод тепла, т. е. повысить термический КПД.
Источник: www.aex.ru
Теги: двигатель, УРАРТУ.